Согласно Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, большинство из них должно быть в обязательном порядке укомплектовано ограничителями грузоподъемности (ОГП), которые в случаях, когда масса поднимаемого груза превышает допустимую величину, мгновенно автоматически отключают механизм подъема и электродвигатель.
Что касается кранов мостового типа (мостовые и козловые краны, кран-балки), то обязательно устанавливать ограничители грузоподъемности на те из них, у которых перегруз возможен по технологическим причинам, связанным с особенностями производственного процесса; на остальную крановую технику данного типа ОГП устанавливают по желанию владельцев предприятий, где она задействована.
Ограничитель грузоподъемности позволяет исключить риск возникновения аварийных ситуаций и производственного травматизма при любых умышленных или неумышленных попытках работать с недопустимо тяжелыми грузами. Ведь перегрузка в лучшем случае приводит к преждевременному износу многих крановых компонентов, а в худшем случае – становится причиной поломок крюков и грузоподъемных механизмов, обрыва тросов или канатов, деформации металлоконструкций, вплоть до полного их разрушения и прочих весьма неприятных последствий.
Особенности различных видов ограничителей грузоподъемности
В зависимости от конструкции и принципа действия, различают такие основные типы ограничителей грузоподъемности мостовых кранов:
- электромеханические ОГП - устройства, в которых для обработки и преобразования механических величин применяются электрические компоненты;
- механические, гидравлические и комбинированные ОГП – устройства, в которых используются не электрические, а различные иные компоненты.
Конструктивно любой ограничитель грузоподъемности для кранов мостового типа состоит из двух основных элементов:
- датчик усилий, который обычно встраивается в систему грузового полиспаста;
- отключающее устройство, автоматически срабатывающее сразу же после получения сигнала от датчика о критическом перегрузе.
Сигнал о срабатывании ОГП мгновенно поступает на пульт управления в кабине машиниста, на пост управления или на джойстик, который находится у оператора-крановщика. Практически в этот же момент срабатывает тормозная система и отключается электродвигатель. Учитывая, что зачастую в таких ситуациях груз уже оказывается оторванным от земли, предусматривается возможность его опускания после аварийной остановки.
Как правило, для мостовых кранов срабатывание ОГП предусмотрено при превышении массы поднимаемого груза на 25% по сравнению с грузоподъемностью, рекомендуемой заводом-производителем. Стоит отметить, что в некоторых современных моделях ограничителей грузоподъемности также предусмотрена возможность автоматической настройки задаваемых параметров грузоподъемности, в зависимости от конкретных особенностей конструкции и технико-эксплуатационных характеристик крана.
Компания «Интертех-Украина» готова быстро и качественно выполнить установку ограничителей грузоподъемности на кран-балки, а также на мостовые, козловые и консольные краны любых модификаций. Мы поможем с выбором наиболее оптимальной модели ОГП и профессионально выполним работы по его установке.